12.8 КоАП РФ | Управление автомобилем в состоянии опьянения

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходитьосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеютсядостаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) в соответствии с частью 6 настоящей статьи (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ).

Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) и оформления его результатовустановлен "Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475.

В соответствии с пунктом 2 Правил освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.

Однако при этом законодатель не указал порядок и правила выявления указанных выше признаков, не указал, как именно методически должно осуществляться выявление признаков, не установил ограничения и требования к получению объективных оценок, не установил законные способы выявления указанных признаков. Тем самым, должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, наделены правом по собственному усмотрению решать: есть или нет признак (признаки) опьянения у водителя, и чтобы не решил инспектор ДПС все будет, как говорится, "по закону", в том числе и "запах алкоголя", да еще и "изо рта". Человек заикается - "нарушение речи", человек покраснел или, наоборот, побледнел - "резкое изменение окраски кожных покровов лица", не говоря о таком признаке как "поведение, не соответствующее обстановке", по определению устанавливающего широкое поле для воплощения фантазий инспектора.

Согласно пункту 6 Правил освидетельствования перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

Таким образом, нормативным актом Правительства Российской Федерации обязанность информирования водителя транспортного средства о порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и пригодности для этих целей технического средства измерения возложена непосредственно на инспектора ДПС ГИБДД.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) проводится должностными лицами в присутствии 2 понятых (пункт 4 Правил) либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ) с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений (пункт 5Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил освидетельствования отбор пробы выдыхаемого воздуха производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения (прибора).

На данный пункт Правил следует обратить особое внимание, так как должностные лица, которым предоставлено право проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, зачастую нарушают требования и предписания технической документации. В частности, сотрудниками ДПС нередко предпринимаются попытки проведения освидетельствования с помощью технических средств за пределами рабочих условий эксплуатации приборов, при низких температурах, явно выходящих за нормальные условия эксплуатации прибора и проведения измерений, не учитываю и "забывают" учесть дополнительную погрешность измерения, вызванную изменением температуры окружающего воздуха в пределах рабочих условий измерений (следует отдать должное составителям Руководства по эксплуатации приборов - даже не удосужились привести методику такого расчета и учета дополнительной погрешности). Также намеренно игнорируется требование, установленное технической документацией на прибор, о соблюдении необходимого промежутка времени после курения и прочее (подробнее обусловиях и правилах корректного и правильного использования приборов для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - см. пояснения к таблице "Список приборов, описание которых частично приведено на данном сайте, технические характеристики приборов, особенности применения приборов" и ссылки на страничке "Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, крови, биологических средах организма").

Технические средства измерения (приборы), наиболее часто используемые для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в деятельности ГИБДД, и их технические характеристики приведены на страничке сайта "Технические средства медицинского освидетельствования, приборы медицинского освидетельствования, средства медицинского освидетельствования, анализаторы алкоголя, индикаторы алкоголя, алкометры, алкотестеры".

Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (пункт 8 Правил). Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется (пункт 9 Правил).


При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в случае получения инспектором ДПС согласия освидетельствуемого лица с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, Вам грозит лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет.


ИСТОЧНИК: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ